В церемонии открытия участвовали первые лица области и города, ветераны матуринского аэродрома, сотрудники авиапредприятия «Севресталь», общественники, студенты и юнармейцы.
Почетным гостем стал заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Виктор Пугачёв. В конце 80-х он установил на Су-27 восемь непревзойденных пока рекордов скороподъемности. Именем пилота названа фигура высшего пилотажа — «Кобра Пугачёва», впервые показанная на публике в 1989 году на авиасалоне во французском Ле-Бурже.
«Именно этот борт № 388 был во Франции в 1989 году. Мы гордимся, что наш выставочный самолет установили в Череповце, городе трудовой славы. Су-27 просто бесподобный, у него необычайные возможности: может держаться в воздухе пять часов, может пролететь четыре тысячи километров. Мы летали по всему миру на этом самолете, на все авиасалоны», — рассказал Виктор Пугачёв.
Су-27 установили в память о матуринском аэродроме, который был недалеко. В годы войны летчики 740-го истребительного авиаполка защищали город от налетов фашистской авиации, сопровождали транспортные самолеты в осажденный Ленинград. Матуринский аэродром существовал с 1933 по 1981 год.
«Взлетно-посадочную полосу строили своими руками, здания собирали из бревен разобранных домов. Сначала были только самолеты Ан-2 и Ш-1 — это самолет-амфибия, который садился на воду. После 1941 года здесь построили полосу длиной 1200 метров, которая могла принимать самолеты любого типа, построили землянки для персонала. Здесь обосновался 42-й батальон аэродромного обслуживания», — рассказала автор книги о череповецком аэропорте Светлана Малкова.
С Днем России и открытием памятника череповчан поздравили председатель областного правительства Александр Мордвинов и мэр Череповца Вадим Германов.
«От имени врио губернатора и правительства области рад приветствовать вас на торжественном мероприятии. Памятник — это символ мужества, героизма людей, которые защищали и защищают небо над областью, страной. Благодарю мэрию Череповца, строителей, идеологов, которые воплотили в жизнь эту идею», — заявил Александр Мордвинов.
«У нас великая страна, мы ее любим и гордимся ей. Самолет будет напоминать о подвигах летчиков, которые базировались на матуринском аэродроме, о подвигах летчиков в мирное время и, конечно, о героях спецоперации», — сказал Вадим Германов.
Музейщики и информагентство «Череповец» разработали аудиоэкскурсию о Су-27. Запись опубликована на сайте города. QR-код аудиогида есть на информационных табличках с четырех сторон от самолета, для пешеходов QR-код нанесут на тротуар недалеко от памятника.
«Аудиогид рассказывает историю Су-27, его легендарное выступление на авиасалоне в Ле-Бурже, — говорит директор музейного объединения Светлана Султанова. — Истребителей военного времени уже почти не осталось, поэтому выбрали Су-27. Он с историей, международным успехом».
Су-27 — советский и российский сверхзвуковой тяжелый истребитель. Первый полет прототипа состоялся в 1977 году. Серийное производство было развернуто в 1982 году.